Site icon skolot10.ru

История использования подвижных игр с целью физического развития.

Нас интересует влияние подвижных игр на физическое развитие ребёнка. Развитие его тела и, всё же добавлю, его сознания.

Потому, что при одних и тех же физических параметрах, функциональные параметры у ребёнка со здоровой психикой будут сильно отличаться от параметров ребёнка с психическими травмами и отклонениями. И в этом случае подвижная игра наиболее действенное средство достижения гармоничного и полноценного желаемого результата.

           Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Немало было и таких игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т. д.). Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

     Учёные отмечают, что с развитием телевидения и компьютерных технологий дети всё меньше времени проводят на свежем воздухе и играют в подвижные игры. А врачи и педагоги отмечают необходимость игровой деятельности для всестороннего развития ребёнка. Особое внимание уделяется русским народным подвижным играм, которые не только являются универсальным средством оздоровления, но и прививают высокий эстетический вкус к национальным традициям, учат любви к Родине. В народных играх отражается многовековая история русского народа. Их правила сформированы образом жизни наших предков и отражают характер народа. Национальные игры формируют у ребёнка способность воспринимать мировую культуру через призму традиций Русской культуры.

     «Игра — это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В.А. Сухомлинский)».

 Перечень таких игр огромен. На полях интернета и в книжных , печатных вариантах можно найти игры на любой вкус. Мы же возьмём только отдельные примеры.

       Полезность подвижных игр, вроде как не оспорима. Например: Петр I, строго требовал для физического развития своих солдат применять различные подвижные игры. В его «наставлении» по физподготовке обязательными были: лапта, городки, чехарда, «чиж» (было несколько вариантов). В наставлении РККА по физподготовке 1936 года тоже были обязательны игры «лапта» и «городки».

Посмотрим, насколько они полезны с точки зрения современных параметров оценки. Например: «Русская лапта»

Лапта на Руси пользовалась особой популярностью. В нее играли взрослые и дети. Она приносила людям веселье, радость, воспитывала удаль, смелость, находчивость, ловкость, решительность, выдержку, взаимоуважение между соперниками, развивала быстроту и выносливость, укрепляла здоровье играющих.

Исключительная ценность этой игры заключается в том, что начинать заниматься ею можно с дошкольного возраста и продолжать эти занятия в течение многих лет жизни. Кроме того, для игры не нужны дорогостоящий инвентарь, специальная спортивная форма и оснащенные аппаратурой игровые площадки. Игра доступна всем, так как включает естественные двигательные действия и не требует от игроков специальной подготовки.

Игра на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, без сомнения, должна последовательно повышать устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, а также вредным влияниям неблагоприятной внешней среды нашего региона.

Однако в литературе отсутствуют конкретные количественные данные о влиянии игры РЛ на здоровье, физическую подготовленность, функциональные возможности, личностные качества играющих, отсутствует и научно обоснованная методика обучения этой игре.

К сожалению, в рамках этой работы мы ограничены по времени и не сможем поставить практический эксперимент с контрольными группами. Но многолетняя практика применения этой и других подвижных игр неоспоримо доказывает эффективность их с точки зрения физического развития человека в любом возрасте. Единственно, что мы можем, это условно разложить процесс игры на отдельные составляющие, условно тренинговые движения и действия. С целью оценки степени воздействия их на физическое развитие отдельных частей человеческого тела и организма в целом.

  1. Начнём с форм движения в пространстве:

Бег на короткие дистанции с максимальной скоростью.

Рваный бег, с изменением направления движения вплоть до противоположного.

Выполнение различных движений корпусом на месте и в движении, конечностями с целью уклонения от мяча.

Управление своим телом для создания условий точного направленного броска.

Управление своим телом для создания условий уклонения от точного направленного броска.

Управление своим телом для создания условий улавливания брошенного предмета- мяча.

Управление своим телом для создания условий точного, направленного удара битой по мячу.

      Наблюдается комплексная многозадачность в плане физической готовности тела к достижению желаемого результата.  И если абстрагироваться от названия игры и вдуматься в смысл вышеописанного, то создаётся образ некого поединка, боя на выживание. В данном случае учебного боя, тренирующего все необходимые физические качества бойца, необходимые для его выживания в экстремальных для тела условиях. И в этом плане становиться понятным факт активного   использования этой игры в физической подготовке Русских воинов в форме защищённого игрового процесса.

 В целом же, если оценивать с точки зрения улучшения и критериев, определяющих физическое развитие, то такое улучшение присутствует во всех критериях:

Увеличивается жизненная ёмкость лёгких, мышечная сила, развивается мускулатура, улучшается осанка, улучшается состояние опорно-двигательного аппарата. Имеют положительный рост аэробная выносливость, скоростная выносливость, силовая выносливость, скоростно-силовая выносливость, гибкость, быстрота, динамическая мышечная сила, ловкость.

      «Русская лапта» может носить как чисто оздоровительный, так и спортивный характер, предусматривая спортивное совершенствование молодежи. Использование «Русской лапты» как средства физической культуры в оздоровительных целях, несомненно, будет способствовать формированию и совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков, повышению функциональных возможностей всех систем и органов организма занимающихся, формированию потребности в общении со своими сверстниками и ориентации играющих на здоровый образ жизни, формированию личностных качеств и позитивных черт характера. Кроме того, надо полагать, что РЛ должна повышать анаэробные возможности человека, от которых зависят качества, необходимые для его выживания в экстремальных ситуациях.

     В своё время, практикуя «Русскую лапту» на весенних десятидневных сборах призывников, уже после первой вечерней игры отмечалось общее мнение, что «курить надо бросать…» и что это «круче» и эффективней обычной физподготовки. На игре не дашь себе слабины, коллективный дух игры заставит отработать на максимуме возможностей.

И так, на примере этой игры можно сказать, что подвижная игра аккумулирует в себе такие факторы как:

1. Множественное и многостороннее, многоцелевое воздействие на физический организм игрока.  

2. Естественное, без принуждения со стороны, понуждение игрока к максимальному использованию имеющегося физического ресурса и даже выхода за предел своих возможностей.

3. Естественное, опять же без явного давления со стороны, стремление игроком к расширению возможностей своего физического тела, для более эффективного достижения желаемого результата.

Это внутренне побуждение можно назвать охотой или душевным желанием, что является наиболее сильной мотивацией к любому действу.

    Конечно, разные игры имеют свои особенности и свою узко направленную специфику. Мы же сейчас говорим об общих, объединяющих все подвижные игры факторах.

Как итог можно сказать, что практика, многолетний опыт использования подвижных игр в оздоровительных лагерях различного типа говорят о том, что подвижная игра является наиболее эффективной, ненавязчивой, гармоничной формой вовлечения ребёнка в процесс физического развития своего тела. Активно, многосторонне положительно воздействует на качественное улучшение физического развития ребёнка, его физической готовности к преодолению жизненных препятствий физического и психического характера. Является фундаментом формирования внутренних, душевных и духовных установок на дальнейшее своё физическое совершенство, поиск новых форм и способов физического развития.

Exit mobile version