Сейчас много говорят о патриотическом воспитании. Хочу поделиться своим видением вопроса.
Все мои предыдущие статьи напрямую раскрывали сущность патриотического воспитания. Во всех статьях я писал, что воспитание это один из неотъемлемых, жизненно важных, процессов, проходящих в любом сообществе. Если сообщество планирует выжить, оно должно заниматься воспитанием своих членов. И поэтому это всегда патриотическое воспитание. Патриот своей семьи, патриот, своего поселения-города, народа, страны. Непатриотическое воспитание – это отсутствие целенаправленного, планируемого процесса воспитания, управляемого со стороны сообщества. Процесс воспитания непрерывен. Если им не управлять, он всё равно есть. А вот в каком направлении он идёт, это зависит от фокуса внимания воспитуемого.
В рамках Государства, Патриотическое воспитание – это воспитание осознанно преданных ему граждан.
В этом направлении много делается. Да, не всё получается. Но Наша Страна просто Огромная и многосоставная, в смысле состоит из огромного количества различных, больших и малых, сообществ. Мы в этом плане просто уникальная Страна. Мирное, взаимо-уважительное, многовековое сосуществование такого количества различных сообществ у нас стало устойчивой государственной чертой.
Патриотизм начинается с любви, уважения и почитания в семье. Если этого не привили, не воспитали, по разным причинам. То отрываются корешки и «перекати поле» начинает своё движение пока не укорениться в благоприятной среде.
Если благоприятная среда будет достаточно важна для воспитуемого, то он прирастёт надолго. Если его корни- интересы, убеждения, мечты, образ видения окружающего мира, переплетутся и станут частью среды и он почувствует свою неотделимость от этого сообщества, Государства. Свою сопричастность, важность своего места в жизни сообщества, то он останется навсегда.
Где родился – там и пригодился.
Патриот – это человек, гражданин, который себя не отделяет от судьбы своей Родины, Государства, понимает всю значимость и необходимость служению Родине и в горе и радости. Многие Патриоты России не были исконно русскими, родившимися у нас в стране. Многие из них приехали по разным, в том числе корыстным интересам, ища лучшей доли. Но прикипели, приросли и стали частью и гордостью нашей страны. Они стали Русскими Немцами, Русскими Евреями, Русскими Татарами и т.д. не потеряв своей национальной идентичности, увидели себя частью государства. Лучшие их представители стали примером служения Отечеству, нашему общему Государству. Это и есть патриотизм- опознавание себя частью неделимого большого сообщества. Неделимого на «я» и «оно» Например, я встречался на Северном Урале с множеством потомков немецких военнопленных, которые считают своей Родиной именно Россию. Они себя нашли именно здесь, у нас, не смотря на изначальное социальное положение — бывшие военнопленные, их дети и внуки. Я уже не говорю про известных Русских полководцев, бывших иностранцев, почитаемых у нас как великих людей. Но главное- если бы они не были патриотами России они не смогли бы так преданно и самоотверженно служить на благо Нашей Страны и заслужить свой статус.
Но хватит пафоса, не для этого я пишу эту статью. Я хочу показать суть, стержень, направление патриотического воспитания. То важное, что формирует патриотизм в душе молодого человека. И это — осознание им его нужности, важности для семьи, сообщества, Страны. Одно из главное оправданий сбегающих и уходящих в поиске лучшей доли, это их слова или мысли: «Да кому я здесь нужен!!»; «Здесь меня не ценят!». Они идут по пути — «Где пригодился- там и прижился».
Тебя воспитывают, если ты нужен. Если тебя не воспитывают, значит ты не нужен. Но декларативного воспитания через заявление о «ценности тебя родимого» мало, нужно фактическое подтверждение нужности и ценности будущего гражданина. Давайте подумаем через что это можно сделать. Ну не покупать же и патриотизм за деньги. Банально и всё равно не сработает. Хотя вкладываться, в том числе и финансами, придётся не мало. Как и в любое производство. А производство патриотов у нас мало оснащено. Даже больше, скорее оснащено и профинансировано по остаточному принципу.
Навальнев С.Э.