Среда обитания, это не просто клуб по интересам или секция. Это некое жизненное пространство, где подростку интересно, куда он стремиться, как как рыба в воду. Если клуб для подростка имеет сиюминутный, потребительский интерес, то сходить в клуб, это как сходить в кафе, утолить голод или другую потребность. Но клуб может стать частью пространства. И даже заполнить целиком, если там находятся все интересы подростка на данный момент.
И если вы собрались создавать среду, то нужно подумать об насущных интересах подростка.
Давайте думать, а лучше вспомнить себя подростком, вспомнить, что вам не хватало, чего не хватало вашим друзьям и подругам. О чём вы мечтали, что вам нравилось, что вы делали с удовольствием. Выпишите, всё это. И создайте первое наполнение через интересные для Вас темы. Ведь прежде всего создаваемая Вами среда, это ваше детище. И наполнять её будете Вы. Через то, что вам хочется, или хотелось, но не срослось в подростковом возрасте. Вы, даже если Вам уже под 60 лет, первый подросток в новой среде.
Придут новые подростки и у них будут свои желания, потребности и мечты, а реализация их, тоже станет наполнением среды.
Всем, что вы считаете своим личным опытом, можно делиться с подростками, но не навязывая, а объясняя, что так получилось у вас. И что при других обстоятельствах, возможно, возможен другой результат.
Отсейте глупости и негативные желания, как свои, так и других участников, но не выбрасывайте. А подумайте, как это использовать в учебной программе, как это подать практически, но не травмоопасно и без негативных последствий. Ведь если вы решили на опыте свой жизни, что это глупость, то у вас есть практические знания и опыт в этой области. А значит вы можете поделиться этим опытом. И желательно без нравоучений, а создавая искусственную, игровую, учебную ситуацию. Где подростки на своём практическом опыте усвоят материал.
Примером приведу рассказ о событиях на одном из учебном семинаре нашей «Школы выживания».
Назовём его условно
«Хочу быть хулиганом»
Всё это случилось на очередном семинаре с подростками под названием «Остров непослушания». Команда подростков подобралась особенная. Большая часть парней и девчонок были из так называемых «благополучных» семей, но несколько человек были явно из компаний «трудных» подростков, причём с уже сформировавшимся негативным мышлением. Чего только стоит заезд одного из участников, назовём его Сергеем.
Семинар был предновогодний, яркое солнце, мороз. Из подъехавшей машины, с пассажирского сиденья, вышла женщина с сигаретой. Крупная, с хорошими формами, в яркой модной одежде и, сделав затяжку, спросила: «Это здесь детей перевоспитывают?». Мой заинтересованный взгляд и молчание были расценены как согласие. И женщина продолжила: «Сергей, выходи!». Вышел высоки, хорошо сложенный, уверенный в себе подросток.
Семинар начался достаточно обычно, знакомство, работа по темам программы. А основные темы — это как раз «запретный плод-сладок», что я хочу, а мне не дозволяют. Обстановка учебно-рабочая. Жду разворота событий, как могу помогаю в раскрытии тем. Состав подростков осваивается, группируется в привычные микрогруппы. Замечаю повышенный интерес отдельных объектов к области туалетов. Нахожу спрятанные бутылки с лимонадом разбавленным спиртным. Выявление причастных, разбор «полётов».
В процессе разбора ситуации вывожу всех на тему «Хочу ли я быть хулиганом?»
И выясняется, что из 21-го 20 человек в разной степени завидуют, романтизируют образ хулигана, считают себя слабыми и неспособными на крутые поступки, боятся дерзких и страдают от своего бессилия.
И я им предлагаю, в рамках учебы, попробовать стать такой группой хулиганов, гуляющей по улице. Посмотреть и оценить романтику такой группировки. Они соглашаются, ну кроме одного. Но сразу ставлю задачу: всё должно происходить в реальной обстановке, в реальном достаточно криминальном районе города, где можно встретить достойный отпор от местных. Для этого были проведены занятия по самообороне, слаживанию в критических ситуациях.
В среде подростков выделились трое, обладающих опытом общения в «неблагоприятных группировках», правда в роли «слабейших». Они делились своим опытом, выпячивая себя как «знающих» и опытных подростков.Формируя вокруг себя почитателей.
Моей задачей было создать условия для ярких впечатлений, которые покажут подросткам ошибочность их желаний.
Всё это происходило в течение одного учебного дня. Поздним вечером, после нескольких практических проверок готовности, я разрешил выход на улицы города. Мы договорились, что я буду идти сзади, примерно в 50 метрах от них.
Город вечером опустел, прохожих практически не было. Время было выбрано мной специально, чтобы эксперимент прошёл, без нежелательных последствий. Для подростков, находящихся в определённом возбуждении, время было не существенно. Они вышли в опасное путешествие.
Сначала было тихое перемещение, оглядки, которые постепенно перешли в осторожные действия. Толкания ногами пустых коробок, мусора. Повышение тональности разговоров, смех. Кидание снежков в киоски. Постепенно веселье и безнаказанность, пример самых «бесстрашных» распалили компанию. Они стали громко кричать, стучать по киоскам, бросаться предметами в стены домов. Пружина страха распустилась вседозволенностью, затмила-задавила страх наказания. Все кричали, не слушали друг друга, пытались вскрыть домофоны в подъездах. Во главе всех были трое «знатоков», которые вели всех за собой.
В какой-то момент, я, посчитав, что эксперимента достаточно, появился перед ними и сказал: «Стоять!». Но никто, даже не заметил, не обратил внимания на меня. Они попытались пройти мимо. Тогда мне пришлось ударом кулака привести первого в чувство. Все изумились: «О.. это Вы Сергей…!!!!» и наконец-то обратили на меня свой «взор». «Быстро во двор и молчать!»- крикнул я и побежал впереди, показывая дорогу. Только мы забежали во двор, с разных сторон улицы с мигалками появились два патрульных уазика. Видно, добропорядочные жители сообщили о беспорядках. А я обратился к подросткам с вопросом: «Понятно, что это по вашу душу? Понятно, что был шанс познакомится с приятными ощущениями в своём теле? Понятно, к чему могут привести глупые романтические представления? Вы получили, что хотели? И теперь сможете решить стоит ли это делать ещё?» Все молчали. Я не переспрашивал. Развернулся и пошёл через лесопарковую зону по дорожке к зданию, где мы проводили семинар. Все шли молча, последними шли трое «бывалых» отдельно от всех.
Обсуждение было на следующий день. Подростки в начале с «бывалыми» даже разговаривать не хотели, перенося вину на них, но потом осознали, что сами потянулись и доверились. И это их ошибка, никто их насильно не тянул. Например, один то парень не пошёл со всеми и прекрасно себя чувствовал.
Что подростки почувствовали и осознали:
- То, что они могут, что они никакие не ущербные и не слабые. Но вот нужно ли это делать? У каждого человека есть свой «Выбор».
- То, что безнаказанность и стадное чувство сродни безумию! Нужно ли это им? Необходимо наоборот осознанно обучаться противодействию этому.
- То, что брать пример с кого-то, скидывать ответственность за себя, не включая рассудок-кр
Продолжение следует.