Для полноценного воспитания подростков, мало какой-то идеи, идеологии, мало наличия квалифицированных воспитателей. Всё это конечно необходимо и важно, но наличие привлекательных слоганов и лозунгов, наличие покровительства значимых людей, это для тех, кто вне сообщества, для привлечения внимания «летящих бабочек», увидевших что-то узнаваемо-желанное, но индивидуально-своё в том, что им показывают. Это внешняя картинка, декорации.
Важнее понять, создать и развить наполнение внутреннего пространства жизни сообщества подростков. Продумывание наполнения внутреннего жизненного пространства, по-другому наполнение среды обитания, нужно начинать до прихода первых подростков. И это не программы и тематическое планирование занятий, не прописывание перечня планируемых мероприятий, и перечня необходимого оборудования инвентаря и атрибутики.
- Я не хочу ничего советовать, и я уже писал, что прежде всего наполнение процесса воспитания подростков зависит от задач Общественных групп, которые решили заняться осознанным и целенаправленным воспитанием своих членов.
- Я не буду говорить о сообществах, на которые распространяется принцип «вход рубль- выход два».
- Я ничего не буду советовать представителям государственных учреждений, воспитателям и методистам муниципальных клубов и организаций. Там люди имеют определённые возможности, получают зарплату и ограничены требованиями системы. Хотя буду рад, если они найдут полезные моменты в моем повествовании.
Я буду описывать частный подход к созданию среды обитания, на примере личного опыта проб и ошибок, частного поиска решений в воспитании окружающих меня подростков. На основании практики в этой области на протяжении 35 лет.
Начну с частных, но фундаментальных для меня понятий.
Выбирать из плохих хороших не получиться, работать придётся с теми которые есть.
Потому, что нет плохих или хороших подростков. Я писал об этом в предыдущей статье. Есть наше отношение к их поведению, поступкам, действиям, высказываниям. И есть наше желание, чтобы они соответствовали нашим представлениям о правильном, хорошем подростке. Причём, чтобы это соответствие произошло по мановению «волшебной палочки». Ведь у нас нет времени на разборки с подростками, нас ждут «взрослые» дела. А так не выходит – отсюда раздражение и осуждение.
Так вот, не ждите хороших, работать придётся с теми которые есть в наличии. Ну если вы всё-таки решили работать с подростками. И не доказывая, а показывая им их ошибки.
Вина и ошибка
И вот тут возникает задача научиться различать вину и ошибку. Деяние, приведшее к негативным последствиям, принято «расследовать». И по его итогам виноватых наказывать. И очень важно разобраться, и различить вину от ошибки, ведь наказывают виноватого, а за ошибку «учат». И даже если само действие наказания и «учебы» может со стороны быть абсолютно одинаковым, по внутреннему содержанию и для воспитуемого, и для воспитателя это по сути задачи диаметрально противоположные. Наказание защищает, закрывает мир от разрушения, а «учеба» — раскрывает, разворачивает внутреннее устройство мира. Ведь учёба прежде всего включает в себя труд исправления ошибки, прохождение заново пути, причём исправленного пути. Если же физически это невозможно, то воспитатель формирует образ обучающего воздействия с максимальным учебным эффектом. «Учеба» дает взяток, пользу для воспитуемого. Наказание даёт пользу для мира сообщества. Возьмёт ли воспитуемый ползу от наказания, во многом зависит от мастерства воспитателя.
У меня есть глубокое убеждение, что люди боятся рассказывать и показывать свои ошибки из-за страха наказания. Если бы они были уверены, что их будут учить, они бы не прятали свои ошибки и более эффективно и быстро учились, и достигали желаемых результатов.
Главное различие вины и ошибки заключается в том, что ошибка совершается по незнанию. Вина же наступает, когда действие совершено осознанно, целенаправленно. У ошибки есть разные причины: а. не подумал; б. посчитал не важным спросить; в. испугался спросить- побоялся быть дураком; г. не у кого было спросить; д. посчитал, что хватит своего ума и знаний. В общем не туда свернул на «распутьи». Принял неверное решение или направление. «Ошибка» отвечает на вопрос «почему ты так сделал?». У «вины» есть четкий осознанный план действий, зачастую отработанный сценарий, даже привычка так делать, и конкретная цель, отвечающая на вопрос «за чем ты это сделал?». Воспитатель обязан чётко видеть эти различия. Иначе в коллективе не будет рождаться здоровая среда Обитания.
Продолжение здесь: https://skolot10.ru/vospitanie-podrostkov/napolnenie-sredy-obitaniya-podrostka-negativnye-i-glupye-zhelaniyaует