5
(1)

В этой небольшой статье  попробую изложить основные принципы своей работы с детьми в Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями имени А. И. Бороздина

    Начну с историко-культурологических понятий и терминологии.

     В культуре разных этносов, в том числе и славянских,  существовало представление, что человеческая сущность наделена несколькими субстанциями, обозначающимися как «душа». Тело живых существ рассматривалось как сосуд, вместилище душ. Простые существа имели одну душу, более развитые две, самые развитые три и возможно больше. Например: деревья одну душу, животные одну или две, люди две или три. Если мы рассматриваем психологические аспекты, а «Психология» — это наука изначально о «Душе», то вышеизложенное представление наших предков (если оно не заблуждение) очень важно в наших исследованиях. А если верно то, возможно, поможет разобраться почему мы ведём себя очень неразумно. Особенно когда три «души» ведут себя как лебедь, рак и щука во всем известной басне.

      Этнографически или культурологически «Душа» — это вместилище некой субстанции, имеющей свою задачу, силу и направление. Оно обозначается как «Дух». Иными словами, «Душа» — это «Тело Духа». И как любое живое тело имеет инструменты управления окружающим пространством, в частном случае нашим человеческим телом. Заставляя в силу своих задач выполнять наше физическое тело, проявленное в вещественном пространстве, какие-то действия. При несогласованности желаний или по-другому единовременных посылов от разных сущностей происходит сбой в итоговом действии.

     Для меня не стоит вопрос научности или ненаучности вышесказанного. Для меня важно, что данная картина упрощает работу на практике с моими подопечными. Она позволяет точечно воздействовать на изначальные причины, побудившие к конкретному действию.

    Процессы управления физическим телом или по-научному психические действия осуществляются, так сказать, действиями или движениями, иногда порывами, какой-либо «Души» или всеми разом. Процесс управления проводится через сознание— процесс осознания, оценки последствий воздействия окружающей среды, принятия некого осознанного решения на ответные действия и непосредственно управление через физиологические процессы организма – производство сложного процесса выраженного через физиологическую и мышечную реакцию всего организма. Если рассматривать культурологически, то наши предки рассматривали наше тело как проявленное в веществе, некое уплотнённое до видимого и осязаемого, как они называли «створожившегося» Сознания, являющегося частью Общего Сознания и определяли как «Сознание Тела». Уплотнённого с целью управления физическими объектами и телами, проявленными в веществе Окружающего Мира.

    Среды воздействия разные. Природа и природные явления, общественные формации оказывают комплексное разнонаправленное воздействие.  Но в отдельный момент времени воздействие какой-то среды всегда наиболее явно выражено, особенно если это сделано искусственно, смоделировано, с определёнными целями. Это очень ярко доказывает культурно-историческая теория развития психики и личности, разработанная Л. С. Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20–30-е годы XX века. Что позволяет нам целенаправленно влиять на негативные процессы душевного, физиологического и социального развития человека, с целью устранения негативных проявлений.

    Человек существо общественное в своём культурно-историческом развитии. Ещё до рождения, даже до зачатия, среда в которой воспитывались и существовали родители определяют очень многое для будущего человека. Традиции, религиозные воззрения, социальное положение и многое другое создают основу, базовую составляющую Низших Психических Функций и особенно Высших Психических Функций.

    Мои высказывания основанные на культурологических исследованиях мировоззрения наших предков не противоречат основным выводам Л.С. Выготского. По мнению Выготского, человек обладает особым видом психики, а именно особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных.

  •  —НатуральнуюРазвивающуюся биологически, обусловленную исключительно природой. На данной составляющей стоят животные и младенец. Т.е. начало развития идёт с чего-то простого, как и в эволюции мозга, как мы уже говорили.
  • КультурнуюОт слова культура. «культура» – это традиции, обычаи, ценности, нормы, искусство и т.д., которые представлены не как что-то статичное, застывшее, а в динамике, т.е. в ходе истории культура также меняется, развивает, приобретает иной, отличный вид. Стоит отметить, что культура присуща только людям. В животном мире такого нет.

     Психическая функция присуща «пси сущности», то есть, в моей концепции, присущи «Душе». В моей концепции у каждой «Души» имеются свои функции. Душа животного — «Жива» отвечает за физиологию и начальные, инстинктивные, отражающие действия.  Душа «Чувствующая» отвечает за познание окружающего Мира природы, за разумность и выживание в изменяющихся условиях, за творчество и самопознание. Эта душа присуща только разумным существам. Душа «Личностная» отвечает за социализацию в общественном пространстве.  

    Я нарисовал упрощённую схему, удобную для моей деятельности. В ней «Культурную» я разделил осознанно на две составляющие: 1. Душа «Чувствующая»- отвечающая за опознавание себя как части Природы, принадлежности к Миру. 2. Душа «Личностная» — отвечающая за опознавание себя частью Общества, и как следствие преследующая ценности выбранного сообщества. Разделил осознанно, потому что функции этих «сущностей» часто противоречат по задачам, целям и путям достижения. Но в целом, в культуре наших предков, эти три сущности, три души, три царства (медное, серебряное, золоте) объединены и рассматривались как единое целое пространство, единая Душа под названием «Бриллиантовое царство» или «Мудрость». Сказочно и красиво, как раз для работы с детьми. И к тому же социально значимо- три царства объединяются в единое государство, взаимно дополняя и обогащая общий мир человека, делая его мудрым.

    По предложенной концепции для людей, у которых главной является «Натуральная» функция преобладают физиологические потребности. Люди, имеющие во главе своего управления «Чувствующую» более творческие, тонко чувствующие рассматривают Окружающий Мир как объект исследования. Люди Имеющие главной управляющей душу «Личностную» — прежде всего преследуют общественно значимые цели. Это всё упрощённо конечно. Главное, чтобы не разрушительно для телеги (тела), которую решились везти рак, лебедь и щука. «Рак» – образ души животного, лебедь – образ «Души Чувствующей» — тянущей в облака и мечтания, «Щука» — образ «Личностной души», хищника — хитрого и властного существа.

      Так уж получилось, но с 1986 года я связан с воспитанием детей и подростков. И в моей практике много разных «историй». Дети были всегда разными, и я их не делил на обычных (нормотипичных) и не нормотипичных. В моём понятии нормотипичные — это запрограммированные биороботы. Но в 2023 году мне предложили работать с «необычными» детьми в центре имени А.И. Бороздина сначала по направлению «Изобразительное искусство», а с сентября 2024 года, после того как я провёл летнюю площадку с «особенными» детьми, начал вести комплексные занятия по направлению «Телесная сенсорная интеграция».

Причина простая – работает, в подтверждение всё той же теории Л.С. Выготского. Создание определённой среды, особенно применяя принципы, предложенные А.И.Бороздиным, позволили резко изменить ЗБР (Зону Ближайшего развития). Получился взрывной эффект, дети стали делать то, о чём родители и не мечтали. Их ЗАР (Зона Актуального Развития) резко увеличилась. Некоторые даже пошли записываться в спортивные секции.

     Попробую описать причины и поделиться опытом.

     Сами работы с детьми я всегда осознанно, целенаправленно разделяю, как минимум, на три составляющие:

  • работа с телом,
  • работа с желаниями детей и мотивацией на определённые желания,
  • работа с общественно значимыми целями.

     Они всегда для меня чётко разделены с целью точного воздействия. Условно, я как бы разговариваю с каждой «душой» на её языке. Это всегда присутствует в моей методике, но в работе с детьми в Центре А.И. Бороздина появилась особенность, связанная с тем, что попытки выйти на уровень желаний и общественно значимых целей у многих детей невыполнимы. ЗАР не позволял этого делать. И тогда я пошёл путём «эволюционного развития». Я для себя принял условную концепцию: «Душа животного «Жива» всегда присутствует, но пока нет доступа к последующим двум. И для того, чтобы пробиться к ним нужно постепенно разобрать завалы на этом пути». Как говорили классики «Бытие определяет сознание». Если тебе плохо, то всё остальное не мило. О каких желаниях и тем более целях может идти речь в условиях боли. Только избавление от боли.

   И тут я применяю «Теорию Боли». Она говорит о том, что ни чего в этом Мире мы не чувствуем кроме разной степени боли. Воспринимая Боль, мы ощущаем её в градации от блаженства до невыносимой, ужасной, нетерпимой, не совместимой с жизнью. Это касается всего: зрительные, тактильные, вкусовые, психологические, любые воздействия воспринимаются нами именно так. Можно «залюбить» до смерти. Можно «загладит» до сдирания кожи. Язык морзянки боли — это промежутки длительности разной степени боли. Её уменьшение воспринимается как знак + и становиться желаемым. Возникает диалог взаимодействующих тел.

     Ребёнок, приходя в наш мир, если он здоров, начинает его поглощать через ощущения, напитывается им и расширяется в своих возможностях формируя новые узлы воздействия на окружающий Мир. По сути, постепенно формируются «Души» более высокого порядка.

     Но если ребёнок имеет отклонения от нормы в физическом развитии, то эти отклонения либо полностью, либо частично закрывают ему возможность осваивать мир. Он либо полностью, либо частично остаётся на едине с собой. Он, по сути, не имеет никакой ЗАР. СД (Совместная деятельность) возможно приносит ещё больше боли при неумелом и неквалифицированном осуществлении. Он и так «инопланетянин» (я так в шутку своих детей называл), а тут ещё и язык общения утрачен. Часто только крик, раздражающий окружающих людей, пугающий и безысходный.

 Работая с такими детьми в первую очередь необходимо найти через «боль» общий язык. Это может быть:

  • Поиск мест, на которые ребёнок реагирует как-то иначе через прикосновения.
  • Воздействие через более сильную боль, с целью отвлечь от той, постоянной, на которую он зациклен.
  • Воздействия на слуховой аппарат через звуки опосредованно, либо совмещая с прикосновениями.

И т.д. В целом это очень индивидуально, основано на принципе А.И. Бороздина – «работать от ребёнка, его возможностей и проявлений». Требует большого внимания, концентрации и опыта. В целом задача найти точки воздействия для дальнейшего взаимодействия. Расширяя зону и спектр взаимодействия.

 Часто мешают дефекты телесного состава ребёнка, приобретённые в результате травм и особенно врождённые.

  Телесный состав можно представить опять-же упрощённо, как мышечный, костный состав, различные органы, жидкостные системы (лимфосистема, кровеносная система) Сигнальная система (Условно чувствительные датчики нервной системы, органы чувств и восприятия мира). Как внутреннего, так и внешнего.

   Помехи, расстройства, искажения есть у всех людей и со временем они обычно накапливаются. Мы ощущаем внешний и внутренний мир через пелену искажения в восприятии. Если, например в паровом котле вышел из строя датчик давления, то жди взрыва. Соответственно получая недостоверную информацию наше Сознание тела, принимает неверные, нерациональные, иногда противоречащие жизненным задачам решения ив результате человек действует в ущерб себе.

   Но у нормотипичных людей сознание имеет память некой нормы, которая изменилась под воздействием жизненных обстоятельств и если постараться, то можно сказать: — а вот раньше я лучше слышал, видел, двигался и т.д. Есть с чем сравнивать. А если вовремя и как можно раньше, замечать негативные изменения, то можно приняв ряд мер и уменьшить искажения, или даже избавиться от них полностью.

  У людей, детей в частности, имеющих расстройства и искажения телесного состава с рождения такой памяти нет. Для них их состояние и есть норма.

    Если нормотипичный ребёнок, в силу свой лени или других душевных слабостей, или каких-то неверных убеждений, привыкает к дискомфорту и со временем свыкается с ним, считая его уже нормой. То с особенными людьми вся история работает по-другому.

     Как это ни будет звучать странным, но мы должны понять, что для не нормотипичных детей их состояния являются НОРМой и является ЗОНой КОМФОРТА. Так как это привычно, знакомо и нормально для них!!

    На практике, моя задача вывести их из их зоны этого «комфорта», зачастую с борьбой, с болевыми ощущениями, провести их через их сопротивление в «Другое место», где он создаст островок в сознании тела, на котором ему будет лучше в ощущениях, к которому он будет стремиться в дальнейшем, появится смысл и желание его расширять и развивать. Если говорить коротко, для особенных детей необходимо создавать в сознании тела островки памяти в сознании о новых ощущениях с изменёнными состояниями. Закреплять и расширять эти островки, помогать детям жить немного, но по-другому. Начинать с небольших мгновений, буквально продираясь через их боль, спазмы, исправляя искажённые (с точки зрения здорового человека) моторные навыки.

     И как благодарность мы получаем в результате, пройдя через боль, блаженную счастливую улыбку. Работая с детьми, бывает, что просто замирание ребёнка, его попытка прислушаться к тому, что происходит с его телом — это уже громадная победа. Это начало разговора «по душам». Когда буйный, орущий, пытающийся всё разрушить, порвать и сломать ребёнок, после интенсивного взаимодействия, замирает, погружаясь в мир внутреннего спокойствия – это успех. Почему, а потому, что боль (а любая помеха — это тоже своеобразная боль), с одной стороны, вытесняет сознание из тела. Но одновременно «БОЛЬ» — это иногда единственный инструмент разговора по душам с ребёнком, особенно с теми, кто не воспринимает обычную речь.

    Есть обязательное условие в разговоре на языке «БОЛИ» для работы в этом направлении. В этом языке не должно быть злости, ненависти, превосходства, презрения. Никаких отрицательных эмоций. Иначе мы однозначно навредим и усилим отрицание и диалога не будет. Это нужно уметь делать, этому нужно учиться. Это самое трудное, через боль нести тепло, мягкость, желание помочь и облегчить жизнь ребёнку.

       Сознание нормотипичного, обычно, приняв капитуляцию перед болью, сбегает, ищет помощи во вне, ограничивает или вообще закрывает доступ к помехе, физически или медикаментозно отстраняется.

    У наших детей это не совсем так происходит. Не зная нормы, они не ищут помощи. Они рождены с болью и не знают, что нужно куда-то сбегать. Повторюсь – это их зона комфорта.  Одни замыкаются на «вечной борьбе» с внутренней болью и для них это обычная нормальная жизнь. Другие сбегают от внутренней боли и пытаются вломиться во окружающий их внешний мир для того, чтобы сбалансировать или отвлечься, закрыться от внутренней боли, оставаясь в пограничных состояниях.

       Им не с чем сравнивать кроме своего личного опыта. И это тоже бой за свою жизнь. И в работе с детьми и подростками здесь опять выходит на первый план принцип работы от ребёнка, от особенностей его проявления в окружающий мир.

         В своей работе я стараюсь вывести своих подопечных на диалог тел. Как-бы теку своим сознание по сознанию их тела. Как речная драга очищая русло реки сознания, убирая камни, мусор и заторы в течении. Ребёнок начинает прислушиваться к себе, замирает, у него меняется взгляд, он начинает двигаться, даже просто дышать ровнее, гармоничнее. Мы вместе преодолеваем боль и выходим на некоторое удовольствие от исчезновения или хотя бы уменьшения боли в отдельных участках его телесного состава.

       Дети начинают меня узнавать и мои воздействия не отвергают, хотя они часто очень болезненны. У них появляется память, что за болью последует освобождение от помехи, они ждут и помогают мне и себе. Некоторые сами стремятся прикоснуться ко мне, причём не жёсткими, а ищущими руками как я с ними, то есть они обучаются языку тела, за частую единственному для них языку.

    На своих занятиях, кроме телесного контакта, использую различные формы работы, игровой, спортивный инвентарь.

   Очень важна коллективная составляющая, когда всё происходить на виду у всех, в присутствии взрослых, родителей, преподавателей. Занятие — это маленькая жизнь со своими бурями, столкновениями, переживаниями, наслаждением, успехами, приобретёнными навыками и раскрывающимися способностями. Это позволяет начинать формировать и развивать «Чувствующую» и «Личностную» составляющую общей «Пси сущности» или как в сказке «Бриллиантовое царство» или «Мудрость», через возникновение желаний и по возможности даже личных целей. Ни одно занятие не походит на другое. Каждый раз мы входим внешне в одну и туже реку, но в разную воду. Здесь важен непрекращающийся путь, понимание и поддержка родителей.

    Надеюсь, что эта публикация будет полезна. При написании этой статьи не использованы какие-либо первоисточники кроме введения в текст общедоступных академических терминов, поэтому в ней нет и ссылок на литературу.

(Педагог дополнительного образования, Специалист по работе с молодёжью, Президент Новосибирской городской Общественной организации «Потешные полки» Навальнев С.Э.)

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.