Если подросток что-то делает, не важно — осознанно или не осознанно, то у него всегда есть внутренне основание, оправдание, внутреннее разрешение на совершение этих действий. Это касается как условно «хороших» и условно «плохих» поступков. Почему условно, потому что сообщества тоже по отношению друг к другу условно «хорошие» и условно «плохие».
Это разрешение или оправдание появилось либо в результате личного испытания в жизни и принятого на этом основании решения, либо основано в результате воздействия чужого влияния, осознанного или неосознанного, но принятого подростком как своего.
Подростки не совершают «плохих» поступков в рамках принятого ими мироустройства. Например, если они совершают проступок понимая его «знак», то в их мироустройстве это может быть условно опасным экспериментом. А в их мироустройство кто-то вложил понятие оправданного бунта и революционного характера поведения периода молодости. У юного жителя отдалённой, закрытой старообрядческой общины, незнающего таких понятий, даже в голову такое не придёт.
Наказание само по себе не изменит мироустройство подростка. Наказание, вызывая страх боли и разрушения тела, ограничивает «плохие» проявления. Появляется возможность применения практик разрушающих условно «плохие» психологические установки. Почему условно, потому что точно так же перевоспитывают и «хороших» в «плохих». Поэтому наказание необходимо, как форма раскрытия, показа ущербности понятийного образа мира подростка, как знак мира, способного защитить себя от разрушения.
Наказание — это не издевательство, а ритуал приобщения к понятию «мировая боль» и «всеобщая смерть». Наказуемый на себе чувствует, каково последствие разрушения физического тела и тела души. Наказание выступает в качестве прививки, чтобы человек и его душа понимали боль других. Но необходимо соблюдать непременное условие – наказывать должен любящий и понимающий человек. Наказуемому объясняют, что наказывают не его, а проявление через него сущности, которая живет в нём, и когда эта сущность не контролируема с его стороны, она разрушительна для мира людей. Его тело тоже наказывают, но за то, что он не уследил за этой сущностью, поленился и позволил ей быть сильнее себя. При наказании же в ненависти к наказуемому, наказание превращается в казнь, ритуальное убийство. Формы наказания могут быть разными, главное, чтобы это наказание было понятно, справедливо и полезно как душевное лекарство.
Безнаказанность побуждает продолжать эксперимент разрушения окружающего мира и закрепляет уверенность в правильности действий, поведении и правильном понимании устройства мира. Что недопустимо в процессе воспитания.
Свежие комментарии