5
(1)

Для нас важно понять какие подвижные игры наиболее полезны и соответствуют задачам подготовки спортсменов этого направления. А так же, как внедрить технологии СМБ в сферу применения подвижных игр, в создание отвечающих современным потребностям игр на основе СМБ технологий в оздоровительных лагерях.

В данном контексте подвижные игры можно представить в виде трёх групп:

  1. Существующие подвижные игры, которые развивают физические качества требуемые для спортсмена СМБ.
  2. Существующие подвижные игры, в которые органично впишутся технологии СМБ.
  3. Подвижные игры, созданные на основе СМБ, специально для развития определённых качеств для использования в различных ДОЛ.

       Если с первой группой более-менее ясно, практически все подвижные игры в той или иной мере благотворно влияют на физическое развитие. И каждый тренер самостоятельно способен найти наиболее соответствующие игры, из имеющего перечня, для решения своих задач.  Они описаны и многократно использовались. В данной работе я выделю лишь некоторые, наиболее полезные с моей точки зрения для физического развития подростков в целом, так и спортсменов СМБ направления, в частности.

  • Рекомендуемые подвижные игры.

       Первая игра, это уже описанная выше «Лапта». В ней, кроме уже перечисленных достоинств и положительных качеств, можно дополнительно отметить умение «набивать» битой мяч. У нас в начале игры капитаны «набивают» мяч, чтобы определить водящую сторону.

       Вторая игра, это «Чиж». В ней используются в разных прикладных вариантах две палки. Короткая «чиж» и длинная «бита», а также вычерченный на земле квадрат «кон». В центре кона может быть или не быть лунка. Эта игра позволяет научиться виртуозно управлять палкой-битой. При помощи биты нужно научиться управлять «чижом»: жонглировать, поднимать с земли, держать «чиж» в воздухе «подбивая» его и «набивая» количество касаний, не давать ему упасть, отбивать «чиж» от «кона». Водящие, для обладания внеочередного права получить биту, должны научиться ловить стремительно летящий «чиж» руками. Один из вариантов «Чижа» — это соревнование команд: какая команда дольше продержит «Чиж» в воздухе своими битами. «Чиж» может подниматься одним из игроков при помощи биты, может забрасываться в круг команды судьёй или, что самое сложное, укладываться на центр — место соединения концов всех бит команды. Биты держаться на уровне груди одной рукой. При этом все команды начинают движения битами одновременно. Выигрывает та команда, которая дольше продержит «чиж» в воздухе. Формы взаимодействия «биты» и «чижа» можно воспроизвести при помощи «мягкого спортивного меча для СМБ» и небольшого «мягкого чижа» или теннисного мячика.

             Есть множество игр с небольшим мячиком, когда при помощи биты, один или несколько игроков, защищают центральный «кон» (лунка, квадрат, шест и т.п.) отбивая мячи. Вместо биты можно использовать «мягкий спортивный меч» (МСМ). Один из вариантов такой игры, когда одна сторона по очереди бросает мячи в «кон» за стенкой забора или стены (у нас стены крепости) не видя его. У бьющей команды есть корректировщик, стоящий на возвышении, (у нас на башне) Вторая команда их отбивает, не видя броска. За каждое попадание (упавший на территорию города мяч) в «кон» 10 очков, в город 1 очко. За каждый отбитый обратно за стену мяч -минус одно очко. «Кон» квадрат 1х1 метр, внутри «города» — квадрата 4х4 метра (можно и больше). Вместо стенки может быть тент, мат или любое другое непрозрачное ограждение. Команды договариваются сколько бросков делает каждый игрок или команда в целом.

   Очень любимы ребятами игры: «Сало», Вышибалы, «Свечка», «Мяч в лунке»,

       Множество игр, связанных с бегом. «Салочки», «Догонялки», «Колдун», «Горелки», «Выше ноги от земли» и так далее. Где один или несколько водящих по различным правилам должны догнать, «осалить» игроков.

Различные игры, в которых бег совмещается с умением маскироваться, прятаться, сидеть тихо- бежать быстро. У нас кричали «Топор, топор сиди как вор!» и «Пила, пила, лети как стрела!». Это «Прятки», «12 палочек», «Московские прятки», «Казаки -разбойники», Прятки с «домом», «Пожмурки» и т.д.

 Ну и конечно же «Городки».

  • Рекомендуемые специальные дисциплины

 Плюсом к «Городкам» обязательной дисциплиной считаю «Метание ножей» и интуитивную стрельбу из обычного лука и рогатки.

  • Рекомендуемые виды игровой борьбы.

Очень важной составляющей подготовки СМБ спортсменов считаю использование в физическом развитии различные игровые виды борьбы:

«Борьба на поясках», «Бычок», «Толчун», «Толока», «Стенка на стенку», «Различные виды борьбы и единоборства на бревне», «Бои с копьём», «Слепой волк», «Петушиные бои» — два вида. «Цыганское» и «Собачьи» бои. Борьба «Коленочки», «В одноручку» и «В тёмную». Различные перетяжки с сучком, канатом, копьём, тростью. Отдельные игры мы практикуем как подвижные командные игры.

  • Интеграция СМБ технологий в подвижные игры.

      Вторая и третья группы очень трудно отделимы друг от друга. Так как и в целом современные подвижные игры, если присмотреться, всё те же, что и были у наших предков, только приспособленные под современные материалы и инвентарь, или интерпретированы под определённые задачи физического развития. В том числе и спортивные игры, и все виды спорта вышли из подвижных игр наших пращуров. И как бы мы не изощрялись, всё равно через «новую» игру будет просвечивать базовый образ игры наших бабушек и дедушек. Поэтому и мы не будем стесняться и не будем «изобретать велосипед».

 На пример, в игру «Казаки разбойники» мы играем с применением СМБ оружия.

И в применении СМБ инвентаря есть несомненный плюс – это безопасность. Очень многие перечисленные выше игры, в современных условиях детского законодательства, малоприменимы по причине возможного травматизма. В оздоровительных лагерях, в отличии от специализированных лагерей для групп спортсменов, контингент детей по физическому, интеллектуальному, социальному, психическому развитию очень разный. Поэтому Лагеря, Лагерям рознь. И программы для обычного лагеря сильно отличаются от специализированных для СМБ спортсменов. И это обязательно нужно учитывать при подготовке программы или сценария работы в лагере или проведения мероприятия.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.