5
(2)

Семья, являясь первичной средой для воспитания ребёнка, закладывает основы будущего восприятия окружающего мира и последующего воздействия ребёнка на этот мир. И здесь нет второстепенных условий. Мы уже договорились, что процесс воспитания сравним с процессом впитывания ребёнком в себя качеств, основанных на «впечатляющих» примерах из окружающей действительности. Всё равноценно важно. От первых прикосновений, первых запахов или вкусовых ощущений до тонкой вибрации чувств, испытываемых родителями при общении со своим ребёнком. Новорождённые плохо видят, плохо слышат, но очень тонко чувствуют прикосновение и вибрацию окружающих душ. Сразу после рождения, а, точнее, ещё в утробе, формируются первообразы объектов и первообразы движений, первообразы ощущений и ответных реакций на окружающий мир. Они ложатся в фундамент будущего знания об окружающем мире. Они станут основой всех будущих проявлений человека. В них можно будет найти причины будущих судьбоносных решений. Что уж говорить о примерах взаимоотношений в семье между родителями, детьми, родственниками, соседями.

    Возможности семей в наше время сильно разнятся из-за различной степени обеспеченности, занятости родителей, участия семей в различных мелких сообществах со своими обособленными традициями. Эти возможности влияют на процесс и результат воспитания. Всё имеет значение, личное пространство ребёнка в квартире или доме, наличие соответствующих игрушек, совместных игр, чтение книг, обсуждений поступков ребёнка и окружающих. Как идёт воспитание ребёнка в семье, осознаются ли цели воспитания, какие трудности, какие успехи, достаточно ли обеспечен всем необходимым процесс воспитания – все эти вопросы в наше время остаются скрытыми до момента проявления результатов воспитания. Результат становится виден при взаимодействии или столкновении с обществом. Например, в детском саду, в школе, на различных мероприятиях.  И если проявляются ошибки, хорошо если найдутся люди, которые эти ошибки покажут. Помогут советом, подскажут как ошибки исправить. Но в современных условиях высказать своё мнение о поведении ребёнка большинство людей не осмелятся. Не все родители способны увидеть в этом помощь. И не все способны донести свои замечания как помощь. Здесь нужна особая форма понимания и доверия между людьми. При невозможности такой помощи, негативная особенность воспитания в ребёнке будет закрепляться.

     Возможности и отличия семейного воспитания зависят от наличия достаточной культуры и образованности в области воспитания самими родителями. Родители воспитывают либо так, как воспитывали их, либо от обратного. Третий вариант может быть «экспериментальным»: начитались, насмотрелись и решили попробовать на своих детях. Все эти варианты могут принести успех, если родители знают, чего хотят и не жалеют сил и времени на это нелёгкое дело. Подходят к делу творчески, индивидуально, не по шаблону. Но успех может быть относительным. Ценности одной семьи могут диаметрально разниться с ценностями соседей по лестничной площадке. Особенно в нашем современном «толерантном» обществе.

      Давным-давно, скажем так, в стародавние времена, ребёнка в годик или два посвящали в «пол», это был красочный, запоминающийся ритуал. А по своей сути, во время ритуала проверяли, всё ли в порядке с воспитанием ребёнка. Делали это примерно так: перед ребёнком раскладывали различные предметы. Это могли быть различные орудия труда, обихода, ремесленные инструменты, в том числе, игрушечные и прочие предметы. А вот по тому, какие предметы выберет ребёнок, особенно первые три, уже судили, как идёт формирование мировоззрения ребёнка, воспитание будущего мужчины или девушки. И если мальчик выбирал иголку, бантики и куклы, а девочка брала лук, меч или топор, то это служило поводом для размышления, и делались соответствующие по тем временам поправки в воспитании. К советам старших прислушивались.  И если раньше семья была на виду, и такие поправки делались своевременно, то в настоящее время, особенно в последнее время, семьи замкнуты в своём пространстве. А старших у нас уже давно не слушают, нет у них «победоносного» опыта в «новом» мире. А участия в воспитательном процессе со стороны государства фактически нет. Об учреждениях с воспитательной функцией, кроме колоний, детских домов и спец интернатов я не слышал. Даже для подростков, попавших на учёт в полицию, подобрать клуб, секцию по интересам, да и ещё чтобы с воспитательными задачами, фактически невозможно.  Да, спортивные секции воспитывают, но сугубо в интересах своих спортивных задач. Кружки, секции сильно зависят от численности «потребителей продукта дополнительного образования», и потому, боясь потерять численность, вопросы воспитания часто опускают. Даже военно-патриотические клубы зачастую грешат этим.  Мир сильно изменился. И это надо учитывать в организации работы по воспитанию своих детей.

  Ещё один немаловажный фактор, определяющий и влияющий на возможности семьи в воспитании, это наличие или доступность различных «гаджетов», компьютера и интернета. Многие родители уже понимают, что при наличии физического тела сознание ребёнка может находиться далеко от семейных и общечеловеческих ценностей, а воспитанием ребёнка занимается виртуальная среда. В этих современных условиях, при дефиците времени, выделяемого на воспитательный процесс в семьях, дети фактически остаются беспризорными при наличии даже полных семей. Реальность такова, её не отменить. И для успеха в деле воспитания подрастающего поколения необходимо использовать знание этой реальности для определения путей и методов воспитательного процесса в современных условиях.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.