5
(2)

В этой статье мы рассмотрим смысл-цель воспитания. Конечно, процесс воспитания постоянный и длиться во времени от рождения до смерти. Но особенно интенсивным и целенаправленным он является в начальный период развития человека в детском и подростковом возрасте. Поэтому мы будем говорить о воспитании через понятие воспитание детей и подростков.

Цель – как образ

Цель любого процесса – это некий конечный результат которого очень требуется достичь. Целью является некий конкретный однозначно понимаемый образ того, в чем есть острая необходимость, нужда достижения некого результата. Цель как объект – есть общественное явление, цель всегда имеет общественную, социальную окраску и наполнение. В отличии от желания – как сугубо субъективного, душевного явления, или потребности – исключительно телесно-физиологического явления. Поэтому у цели должен быть смысл – слияние (с «мы» слияние, с «мы» оценка😊) отдельной личности и общества, через оценочные факторы — общественные ценности.

Цели воспитания подростков

Следовательно, цели воспитания подростков не относятся к душевным, телесно-физиологическим объектам достижения. Это всегда некая общественная ценностная установка, некий желаемый результат процесса воспитания, выраженный в общественно-ценностных качествах, прививаемых объекту воспитания, в нашем случае подростку. Например, цель физического воспитания – это привитие устойчивого понимания общественной ценности физического здоровья, стремления к физическому совершенству через систематические физические занятия. Воинское воспитание – впитанное от наставников понимание необходимости, общественной ценности развития навыков и способностей к защите своих близких, своей земли, своих традиций, не щадя своей жизни.

Направления целей воспитания.

  С точки зрения оценочной характеристики «что такое хорошо, что такое плохо» воспитание тоже привязано к конкретному сообществу к конкретной среде. Что для одного сообщества «хорошо», для другого может быть абсолютно неприемлемо, категорически «отрицательно». Воспитанный и почитаемый в одном сообществе может считаться невоспитанным (варваром) и даже презираемым в другом, если воспитанные качества и убеждения открыто демонстрируются, а не скрываются поведением.

Стратегические цели воспитания подростков.

Если говорить в историко-культурологическом плане, такие ценности развивались вместе с развитием нашей цивилизации. В начале, в условно «примитивном» обществе, общественные ценности были однородны, обще признаны и общеприняты в рамках родоплеменных сообществ. И воспитание имело цель – формирование у воспитанников устойчивого общепринятого мировоззрения, подготовку верных, преданных данному племени людей. Готовых развивать, расширять, обогащать, отстаивать интересы своего сообщества. Продолжателей традиций и защитников родовой территории. Эти стратегические цели, как основополагающие остались и сейчас.

Последовательность воспитательного процесса.

Воспитательный процесс шёл естественным путём, ступенчато, в похожих сообществах примерно одинаково. Начиная с воспитания в семье. В семье готовили ребёнка к выходу в люди — родовое поселение, далее в ремесленное сословие, во взрослую жизнь. И задачи ставились последовательно, и цели на каждом этапе достигались очень конкретные.

Влияние развития Общества на процессы воспитания.

С появлением широких слоев населения, конкретные цели стали многообразными, узконаправленными. А в отдельных сообществах воспитательные цели осознанно или целенаправленно скрываются или декларативно отменяются. В истории развития цивилизации проявились самые разнообразные целей воспитания детей и подростков. С некоторых пор, у некоторых обществ и отдельных сообществ появились цели воспитания рабов, зависимых, управляемых и послушных людей.

Различия в подходах определения целей воспитания.

Соответственно в воспитании подростков правящих слоёв воспитывалось убеждение в правильности, необходимости и ценности наличия рабов и властного положения над ними. Сообщества разделились на три больших слоя: высшие, средние и низшие. И воспитание подростков в каждом слое идёт соответственно по-разному и с разными целями. Причём цели воспитательного воздействия внутри слоёв, между слоями, воздействием целей одного социального слоя над другими слоями очень разные, зачастую противоборствующие, взаимоисключающие.

Современное воспитание.

Не могу не коснуться проблем современного воспитания подростков. Мне не нравиться размытость, невнятность современного подхода к воспитанию. И в этом я вижу скрытые общественные цели воспитания подростков, а именно создание рыхлой, нестабильной картины Внутреннего Мироустройства, дающей возможность открытого подхода к воспитуемому с целью захвата его внимания с последующим перевоспитанием в удобном направлении.

Отношение к воспитанию подростков.

  Не могу не отметить ещё одно явление. Сейчас воспитание подростков всё-таки на практике, по факту, по значимости стоит после обучения. Это категорически неверно. Философские обобщённые понятия, классификация, научные исследования нужны. Но все теоретические знания необходимы для практического применения. Общеизвестно что «теория без практики мертва, а практика без теории слепа».  Но «хотя бы жива» добавлю я 😊.

Воспитание и обучение подростков.

Воспитание и обучение шли всегда рядом, плечом к плечу, как неразрывные процессы становления человека и человеческого общества. Но воспитание является некой перво основой, предвосхищавшей обучение. В результате впитывания прививаемых человеческих ценностей формировались личностные цели, физические потребности и душевные желания определяющие направления и задачи обучения. С младенчества прививались ценности различий по половой принадлежности. Ценность и предназначение мальчиков, как будущих мужчин, воинов-защитников, исследователей, путешественников, ремесленников. Значимость девочек, как будущих хранительниц семейного очага, матерей, мастериц и т.д. В результате уже к 1,5 – 2 годам дети чётко осознавали себя как мальчик или девочка и знали к чему тянуться и во что всматриваться, а к 7 годам были готовы уходить в ремесла. И что интересно примерно в 7 лет, дети проходили инициации на подростка. И смысл инициаций заключался в том, что нужно было показать убеждения и знания мироустройства. По сути, это было испытание на воспитанность. И только прошедшие уходили в обучение на ремесло. Считали, что учить не прошедшего такое испытание Обществу не выгодно: предаст, уйдёт к другим, станет конкурентом или врагом.

Итоги статьи

Подведём итог нашей статьи.:

  1. Цели воспитания определяются ценностями Общества
  2. Главной целью воспитания является формирование в сознании человека четких, понятных убеждений носителя и хранителя Общественного сознания конкретного Общества.
  3. Воспитание осуществляется через   наполнение сознания воспитанников устойчивыми убеждениями и понятиями об устройстве мира Общества.
  4. Отсутствие управляемого воспитательного процесса не отменяет самого процесса воспитания. Процесс воспитания идёт непрерывно, независимо от желания или нежелания воспитуемого.
  5. Направления воспитания, цели, воспитания, задачи воспитания многообразны и зависят от целей и задач Общества и конкретных групп людей. Отсутствие управляемого воспитания может тоже быть инструментом воспитания.
  6. Воспитание является, предпосылкой, а в некоторых случаях основанием для последующего или одновременного процесса обучения.
  7. Качественное воспитание подростков преобразует общественные цели, внушаемые обществом в душевные желания и охоту защищать выбранный Образ Мира, развивать его.

Навальнев С.Э.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 2

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.