Воспитание подростков — это длительный процесс воздействия на подростка различных факторов окружающей его среды. Природной — естественной и социальной-условно вынужденной. В ходе эволюции человеческого общества, с точки зрения «видимой» значимости, социальная среда в процессе воспитания стала преобладать над природно-естественной.
К тому же, если в более ранние исторические периоды социальная среда была более-менее однородной, то в настоящее время таких сред, взаимно пересекающихся, взаимоисключающих и соседствующих вплотную друг к другу стало очень много. Так например: зачастую семьи, проживающие на одной лестничной площадке, принадлежат к довольно разнящимся социальным средам. Что усложняет задачу воспитания.
?О важности и влиянии воспитания в семье можно прочитать здесь?
Воспитание.
Воспитание, как процесс, был осознан в древнейшее время. Его возникновение было обосновано необходимостью выживания сообщества и общества как в целом «Мире – Природе», так и в «Мире Сообществ». Через увеличение численности надёжных членов сообщества: здоровых, физически развитых, обученных, преданных, осознанно впитавших в себя все ценности имеющегося у сообщества мировоззрения. Потребностью создания новых бойцов для защиты и развития «своего» Мира — Сообщества.
Любая среда требует обладания особых знаний, умений, навыков по выживанию в ней. Для сохранения, управления и развития среды обитания (или участия в процессах изменения, эволюции среды, а в некоторых случаях и разрушения неблагоприятной среды или отдельных её факторов) необходимо понимание и приятие её сущности, её состава, свойств и других качеств среды. Для этого нужны наставники и определённые технологии в процессе обучения и воспитания.
Наставники
Значение наставника очень велико, но его величие не в том, что он велик «сам». А в том, что через него воспитанник видит величие окружающего мира природы и мира людей. Через него воспитанник видит мир как через экран современного гаджета. Наставник прозрачен для воспитанника и в то же время он ограничивает, отводит взгляд ученика от того, что пока не по теме, не по возрасту, фокусирует его на дозволенных, определённых направлениях и объектах изучения.
Он не боится быть «прозрачным», не признанным, не почитаемым. Не танцует перед воспитанником и не ходит на руках для привлечения внимания. Во-первых, в наставники не шли или не брали «неопытных» людей. Обычно это уже были состоявшиеся взрослые, умудрённые опытом жизни и ремёслами. По какой-либо причине уже отошедшие от дел (увечье, пожилой возраст и т.д.) Им не надо было доказывать воспитанникам свою значимость.
В современном обществе понятие воспитатель, наставник, учитель, мастер, гуру достаточно искусственно обособлен и это обособление продолжается. И возноситься не сам учитель, наставник воспитатель, а его самоназвание. Он через самоназвание наделяется, умозрительно, очень большими полномочиями и значимостью. Не будем говорить о действительных предоставленных полномочиях и действительной значимости отдельных учителей.
В прошлом наставником мог стать любой уважаемый житель поселения в любое время, в любом месте, любому подростку. И его наставление принималось. Ключевое слово «уважаемый» — обладающий важными знаниями, опытом, умениями. Попробуйте сейчас сделать «наставление» молодому незнакомому человеку если на вас нет соответствующей формы на улице или надписи «учитель» в школе.
Наставничество было частью среды, его наполнением. А сейчас наставники — это колышки, вокруг которых привязаны, «условно», ученики. Да и то только некоторое время — во время урока. А потом они воспитываются, «впитывают и питаются», самостоятельно. А так как сами стоять ещё не могут, нет ни стержня целеустремленности, ни веса знаний. Вот их и заносит в разные места ветром непредсказуемости.
?Возможно Вам будет интересна статья «Актуальность и важность воспитания»
Процесс воспитания.
Одной из технологий процесса воспитания детей, подростков и молодёжи в ранних сообществах являлась «Технология Инициаций». Естественно, тогда это так не называлось. Инициации представляли целую систему воспитания и обучения, включающую в себя различные технологии, охватывающую все аспекты жизнедеятельности обособленного сообщества. Возрастные рамки системы инициаций охватывали период от рождения до смерти.
Сама система инициаций включала в себя процессы и технологии обучения, воспитания, испытаний качества усвоения полученных знаний, ритуалы присвоения (наделения) отличительных признаков ранжирования и полномочий в сообществе, ритуалы перехода из одного значимого слоя сообщества в следующий более высокий и закрытый для непосвящённых слой.
Самый длительный и важный этап – это период непосредственного обучения и воспитания, как процесс получения и освоения необходимого материала для успешного прохождения испытаний. Этот этап должен быть увлекательным, особенно для детей и подростков, чтобы они получали от него относительное удовольствие, не смотря на длительность процесса. Самый тяжёлый этап – непосредственно испытания. Самый желанный и значимый для испытуемых – это ритуал «Посвящения» и присвоения нового статуса.
Некоторые особенности системы воспитания прошлого.
Одной очень важной особенностью системы наших предков было чёткое определение границ сословности в процессе инициаций. И соответственно «закрытость» этих условных сословий со стороны непосвящённых. Здесь под «сословностью» следует понимать разделение на слои по возрастным условным характеристикам и социальным условным границам. Возрастные слои более выражены до получения статуса «взрослого», социальные границы более выражены и существенны после получения статуса «взрослого».
Эта закрытость и общественная значимость подогревала желание обучающихся подняться на более высокую ступеньку сословного дерева. Помогала преодолеть трудности обучения, тяжесть и высокую степень напряжения во время конечного испытания. Сам ритуал -посвящение своей торжественностью и силой всеобщего внимания смывал негативные ощущения, придавал силы и уверенность.
Итоговое посвящение состояло из непосредственно процесса испытания и ритуала наделения прав и знаков отличия – посвящения.
Для положительного результата прохождения испытания необходимо было:
- Показать достаточные знания, умения , навыки.
- Обладать необходимыми душевными,духовными, физическими и личностными качествами.
- Уметь представлять испытания как задачи, для решения которых необходимо использовать испытуемым в определяемой им самим последовательности и сочетании имеющихся знаний, навыков и умений.
Так же, исходя из этих трёх необходимостей -задач, которые должен был решить испытуемый, простраивалась структура и наполнение самого испытания:
- Создание условий для проявления испытуемыми полученных знаний, умений, навыков.
- Создание условий для выявления душевных, физических и личностных качеств.
- Простроить испытание как некую множественную задачу с множеством неопределённых путей достижения определённого результата.
Ритуал посвящения должен был состоять из впечатляющих действий. Максимально учитывающих традиции общества, подчеркивающих значимость, проведённых успешных действий и полученных регалий.
Вывод
Говоря современным языком: наши предки имели очень продуманную систему обучения и воспитания членов своего общества. Позволившую им полноценно существовать и развиваться. И исходя даже из моего небольшого экскурса в прошлое можно сделать вывод, что у них есть чему поучиться.
Навальнев С.Э.
Свежие комментарии