Продолжая тему «отсутствия целенаправленного воспитания», отметим следующее:
- Не хочешь воспитывать ты – найдется тот, кто будет воспитывать подростка в своих интересах. Это отдельные субъекты и мелкие группы. И устраняясь от воспитания, вы отдаёте подростка другим.
- Если говорить о Сообществах разного толка, то многие из них напрямую имеют задачу захвата внимания подростков с целью привлечения их в свои сообщества, в том числе из других сообществ. И если ваше воспитание слабовато, не удивляйтесь оттоку своих людей.
- Сами современные общественные условия воспитательного процесса, сформировавшиеся по ряду причин частично спонтанно, частично осознанно, заставляют сильных духом подростков просеиваться через мелкое сито много пиксельного экрана современного Мира. Выбирая и формулируя свои правила жизни. А слабых искать посильные прибежища и среды. В этом случае в роли воспитателя выступает сама «Жизнь». Процесс воспитания сравним с естественными физиологическими процессами: дыхание, питание. Только, это процесс более тонкого мира — душевного. Это говорит о том, что процесс воспитания жизненно необходим самим подросткам, и они ищут его как путник воду в пустыне. И места воспитания становятся источниками силы для будущих свершений.
Взаимная заинтересованность.
Ещё одна особенность воспитания проявляется через осознание основной стратегической задачи процесса воспитания. Со стороны среды — это задача сохранения целостности и жизнеспособности Сообщества. А для воспитуемого это задача создания себя как духовно устойчивого, целостного, душевно здорового и дееспособного, готового к воплощению своего предназначения на Земле.
Воспитывают в сообществе тех, кто нужен, на кого возлагают надежды. Перестают воспитывать «безнадёжных». Их либо изгоняют, либо терпят если нет «законного» повода выгнать. И здесь кроется непосредственная причина заинтересованности в воспитании как воспитуемого, так и среды или конкретного воспитателя. Наличие или отсутствие социальной связи между объектом воспитания и субъектом воспитания.
Если кто-то осознаёт, или ему говорят, что его перестали воспитывать. Что выражается в отсутствии реагирования «старших» на поведение и проявления объекта. То это вызывает реакцию двух направлений: 1. «меня бросили» и 2. «я свободен». С точки зрения среды или субъекта воспитания возможны два действия: 1. «действительно бросили, умыли руки» и 2. «решили дать самостоятельность» (бросили с целью испытания). Случай, когда всё заранее обговаривается с воспитуемым как испытание здесь не рассматривается.
Если в результате предыдущего взаимодействия между средой — воспитателем с одной стороны и воспитуемым с другой присутствовала проявленная осознанная польза для воспитуемого. Тогда процесс воспитания скорее всего продолжится. А размолвка послужит укреплению взаимной заинтересованности, осознанию необходимости взаимосвязи и продолжения процесса воспитания до момента получения официального, ритуального посвящения и наделения полномочий «взрослого».
Отсутствие видимой, проявленной, осознанной пользы воспитательного процесса самим воспитуемым говорит о непродуманности и несовершенстве процесса воспитания. И ситуация такого разрыва воспитательного процесса может привести к очень негативным последствиям.
Вывод:
Для современного подростка не очевидна явная роль, польза и необходимость воспитания в его судьбе. За картинками и гаджетами он может её не видеть и соответственно уклоняться. Задача воспитательного процесса показать эту пользу, кровно заинтересовать подростка в добровольном и осознанно желаемом участии в этом процессе.
Навальнев С.Э.
Свежие комментарии