Для эффективного воспитания необходимо понимание всех компонентов образа «воспитание». Отдельные понятия мы рассмотрели в предыдущих статьях. Сейчас рассмотрим наукообразные понятия об объекте и субъекте воспитания.
Объект воспитания.
Под объектом воспитания принято понимать непосредственно воспитуемого. В нашем случае конкретного подростка или группу подростков.
Субъект воспитания.
Субъект воспитания неоднороден и много образен. Во-первых: это Среда воспитания. Она может быть обособленная, закрытая и открытая. Из среды выделяется конкретный воспитатель. Он чаще всего назначается и наделяется полномочиями. Но иногда он выделяется из окружения спонтанно, неожиданно, случайным непредсказуемым образом, в силу сложившихся обстоятельств.
Воспитатель может быть явным, облечённый полномочиями, или не явным, он может даже не подозревать, что является субъектом воспитания, примером для воспитания. Это конечно частный практический случай. Поэтому мы будем рассматривать специально выделенного на эту деятельность субъекта или группу, коллектив воспитателей.
Кроме того, обычно, для полноценного функционирования, в системе воспитания должна быть структура, которая занимается планированием, прогнозированием, разработкой методик, анализом итогов, выработкой рекомендаций, контролем процесса воспитания и прочей около воспитательной работой. В небольших сообществах эти обязанности может исполнять и наделённый полномочиями воспитатель, но в постоянном контакте с руководством организации.
Территория воспитания
Для успешного целенаправленного процесса воспитания необходима, защищённая от инородных воспитательных воздействий территория. Достаточная по площади и оснащённости для реализации воспитательных действий и процессов.
Критерии выбора направления воспитательного процесса
Для разработки методик и сценариев работы с группами подростков необходимы конкретные, заявленные и сформулированные сообществом количественные и качественные характеристики конечного результата воспитания и критерии их оценки.
С древнейших времён такие характеристики формулировались как различные кодексы. «Кодекс самураев», Кодекс рыцарей», Кодекс строителя коммунизма», «Христианские заповеди» и т.д. Он может называться по разному. Главное, чтобы он был. Если такого свода критериев нет, то и воспитательный процесс чаще всего идёт извилистым путём слепого без поводыря и направления. А результат совершенно непредсказуем.
Цели субъекта и объекта?
Для успешного воспитательного процесса кроме целей и интересах субъекта, должна быть явная значимая ненасильственная цель объекта воспитания, основанная на его интересе. Иначе воспитания не получиться, ведь конечной целью воспитания являются глубокие убеждения в правильности, объективности и разумной целесообразности привитых воспитуемому качеств, такие качества на насилии не воспитаешь.
Влияние родителей на воспитание в организациях
Если родители не воспитывались в организациях, объединениях куда отдали своих детей, то могут быть конфликты интересов. Нужно быть к этому готовыми. Могу только отметить, что если организация потакает родителям, то гарантированно в этой организации никакого устойчивого процесса воспитания не существует. Все вопросы разногласий в воспитании должны быть грамотно сформулированы, аргументировано разъяснены и разрешены. При необходимости с принятием внутрисистемных решений, а не разовых акций.
Этапы воспитания.
Ну и весь процесс воспитания желательно разделить на небольшие промежутки, этапы. После каждого такого этапа необходимо проводить испытания-инициации с правом, при положительном результате, перехода на следующий более высокий этап.
Краткие выводы
И так все просто: нужно понять кто воспитывает, кого воспитывать, для чего воспитывать, чему воспитывать, как оценить результаты воспитания, исправить ошибки, разрешить переход к следующему этапу воспитания. По окончанию заявленного курса провести итоговое посвящение с присвоением атрибутов (которые тоже нужно разработать), дающих какие-то новые права в сообществе.
Навальнев С.Э.
Свежие комментарии