5
(1)

Нас интересует влияние подвижных игр на физическое развитие ребёнка. Развитие его тела и, всё же добавлю, его сознания.

Потому, что при одних и тех же физических параметрах, функциональные параметры у ребёнка со здоровой психикой будут сильно отличаться от параметров ребёнка с психическими травмами и отклонениями. И в этом случае подвижная игра наиболее действенное средство достижения гармоничного и полноценного желаемого результата.

           Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Немало было и таких игр, где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель (городки, лапта и т. д.). Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

     Учёные отмечают, что с развитием телевидения и компьютерных технологий дети всё меньше времени проводят на свежем воздухе и играют в подвижные игры. А врачи и педагоги отмечают необходимость игровой деятельности для всестороннего развития ребёнка. Особое внимание уделяется русским народным подвижным играм, которые не только являются универсальным средством оздоровления, но и прививают высокий эстетический вкус к национальным традициям, учат любви к Родине. В народных играх отражается многовековая история русского народа. Их правила сформированы образом жизни наших предков и отражают характер народа. Национальные игры формируют у ребёнка способность воспринимать мировую культуру через призму традиций Русской культуры.

     «Игра — это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В.А. Сухомлинский)».

 Перечень таких игр огромен. На полях интернета и в книжных , печатных вариантах можно найти игры на любой вкус. Мы же возьмём только отдельные примеры.

       Полезность подвижных игр, вроде как не оспорима. Например: Петр I, строго требовал для физического развития своих солдат применять различные подвижные игры. В его «наставлении» по физподготовке обязательными были: лапта, городки, чехарда, «чиж» (было несколько вариантов). В наставлении РККА по физподготовке 1936 года тоже были обязательны игры «лапта» и «городки».

Посмотрим, насколько они полезны с точки зрения современных параметров оценки. Например: «Русская лапта»

Лапта на Руси пользовалась особой популярностью. В нее играли взрослые и дети. Она приносила людям веселье, радость, воспитывала удаль, смелость, находчивость, ловкость, решительность, выдержку, взаимоуважение между соперниками, развивала быстроту и выносливость, укрепляла здоровье играющих.

Исключительная ценность этой игры заключается в том, что начинать заниматься ею можно с дошкольного возраста и продолжать эти занятия в течение многих лет жизни. Кроме того, для игры не нужны дорогостоящий инвентарь, специальная спортивная форма и оснащенные аппаратурой игровые площадки. Игра доступна всем, так как включает естественные двигательные действия и не требует от игроков специальной подготовки.

Игра на свежем воздухе, особенно в весенне-осенние периоды, без сомнения, должна последовательно повышать устойчивость организма к простудным и инфекционным заболеваниям, а также вредным влияниям неблагоприятной внешней среды нашего региона.

Однако в литературе отсутствуют конкретные количественные данные о влиянии игры РЛ на здоровье, физическую подготовленность, функциональные возможности, личностные качества играющих, отсутствует и научно обоснованная методика обучения этой игре.

К сожалению, в рамках этой работы мы ограничены по времени и не сможем поставить практический эксперимент с контрольными группами. Но многолетняя практика применения этой и других подвижных игр неоспоримо доказывает эффективность их с точки зрения физического развития человека в любом возрасте. Единственно, что мы можем, это условно разложить процесс игры на отдельные составляющие, условно тренинговые движения и действия. С целью оценки степени воздействия их на физическое развитие отдельных частей человеческого тела и организма в целом.

  1. Начнём с форм движения в пространстве:

Бег на короткие дистанции с максимальной скоростью.

Рваный бег, с изменением направления движения вплоть до противоположного.

Выполнение различных движений корпусом на месте и в движении, конечностями с целью уклонения от мяча.

  • Далее формы внутренних движений и, мышечных взаимодействий с целью управления телом в целом, так и отдельными мышечными группами в динамике:

Управление своим телом для создания условий точного направленного броска.

Управление своим телом для создания условий уклонения от точного направленного броска.

Управление своим телом для создания условий улавливания брошенного предмета- мяча.

Управление своим телом для создания условий точного, направленного удара битой по мячу.

  • Следующее – это способность вписывать свои движения и отдельные действия в общие и частные движения игроков на поле, в общую канву игры. Определение границ своего тела, своих движений, удерживаемых и летящих предметов. Определение траектории перемещения и его своевременная корректировка в зависимости от изменения обстановки. Мгновенная концентрация и мгновенный выплеск потока движения.

      Наблюдается комплексная многозадачность в плане физической готовности тела к достижению желаемого результата.  И если абстрагироваться от названия игры и вдуматься в смысл вышеописанного, то создаётся образ некого поединка, боя на выживание. В данном случае учебного боя, тренирующего все необходимые физические качества бойца, необходимые для его выживания в экстремальных для тела условиях. И в этом плане становиться понятным факт активного   использования этой игры в физической подготовке Русских воинов в форме защищённого игрового процесса.

 В целом же, если оценивать с точки зрения улучшения и критериев, определяющих физическое развитие, то такое улучшение присутствует во всех критериях:

Увеличивается жизненная ёмкость лёгких, мышечная сила, развивается мускулатура, улучшается осанка, улучшается состояние опорно-двигательного аппарата. Имеют положительный рост аэробная выносливость, скоростная выносливость, силовая выносливость, скоростно-силовая выносливость, гибкость, быстрота, динамическая мышечная сила, ловкость.

      «Русская лапта» может носить как чисто оздоровительный, так и спортивный характер, предусматривая спортивное совершенствование молодежи. Использование «Русской лапты» как средства физической культуры в оздоровительных целях, несомненно, будет способствовать формированию и совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков, повышению функциональных возможностей всех систем и органов организма занимающихся, формированию потребности в общении со своими сверстниками и ориентации играющих на здоровый образ жизни, формированию личностных качеств и позитивных черт характера. Кроме того, надо полагать, что РЛ должна повышать анаэробные возможности человека, от которых зависят качества, необходимые для его выживания в экстремальных ситуациях.

     В своё время, практикуя «Русскую лапту» на весенних десятидневных сборах призывников, уже после первой вечерней игры отмечалось общее мнение, что «курить надо бросать…» и что это «круче» и эффективней обычной физподготовки. На игре не дашь себе слабины, коллективный дух игры заставит отработать на максимуме возможностей.

И так, на примере этой игры можно сказать, что подвижная игра аккумулирует в себе такие факторы как:

1. Множественное и многостороннее, многоцелевое воздействие на физический организм игрока.  

2. Естественное, без принуждения со стороны, понуждение игрока к максимальному использованию имеющегося физического ресурса и даже выхода за предел своих возможностей.

3. Естественное, опять же без явного давления со стороны, стремление игроком к расширению возможностей своего физического тела, для более эффективного достижения желаемого результата.

Это внутренне побуждение можно назвать охотой или душевным желанием, что является наиболее сильной мотивацией к любому действу.

    Конечно, разные игры имеют свои особенности и свою узко направленную специфику. Мы же сейчас говорим об общих, объединяющих все подвижные игры факторах.

Как итог можно сказать, что практика, многолетний опыт использования подвижных игр в оздоровительных лагерях различного типа говорят о том, что подвижная игра является наиболее эффективной, ненавязчивой, гармоничной формой вовлечения ребёнка в процесс физического развития своего тела. Активно, многосторонне положительно воздействует на качественное улучшение физического развития ребёнка, его физической готовности к преодолению жизненных препятствий физического и психического характера. Является фундаментом формирования внутренних, душевных и духовных установок на дальнейшее своё физическое совершенство, поиск новых форм и способов физического развития.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.